пятница, 3 ноября 2017 г.

концепт


      Концепт внутриполитической доктрины Республики Дагестан: некоторые правовые аспекты с точки зрения новых авторских оценок

Ибрагимов А.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, ahmed63@yandex.ru

В статье формулируется понятие внутриполитической доктрины Республики Дагестан. Ее автор дает юридическую оценку принципам и актам внутренней политики Дагестана, которые в совокупности образуют эту доктрину. Им сделан вывод о необходимости соответствия внутриполитических принципов нормам не только внутреннего, но и международного права. Автор вновь концентрирует внимание на подготовке региональных нормативных актов с целью обеспечения того, чтобы они полной мере отражали положения международных и внутригосударственных правовых норм, действующих в правовой системе Российской Федерации. В статье оценена роль международного права в урегулировании проблем, связанных с той частью внутриполитической доктрины Республики Дагестан, которая касается защиты основных прав и свобод человека.  

Ключевые слова: роль, международное право, имплементация, внутренняя политика, доктрина

 

The concept of the internal political doctrine of the Republic of Daghestan: some legal aspects from the perspective of a new author's estimates

Ibragimov A. M., Daghestan State University, Makhachkala, Russian Federation ahmed63@yandex.ru

 

The article formulates the concept of the internal political doctrine of the Republic of Dagestan. Its author gives a legal assessment of the principles and acts of domestic policy of Dagestan, which together form this doctrine. He concluded that internal political principles must be consistent with the norms of not only domestic but also international law. The author again concentrates on the preparation of regional normative acts with a view to ensuring that they fully reflect the provisions of international and domestic legal norms in force in the legal system of the Russian Federation. The article assesses the role of international law in resolving problems related to the part of the internal political doctrine of the Republic of Dagestan that concerns the protection of fundamental human rights and freedoms.

Key words: role, international law, implementation, internal politics, doctrine

 

      Проведение тех или иных теоретических исследований предполагает использование понятий и категорий, которые могут иметь важное значение для достижения поставленной цели. Одним из таких понятий является доктрина. Под доктриной традиционно понимается философская, политическая либо правовая теория, учение, система воззрений, руководящий политический или теоретический принцип [1, C. 3-8; С. 349; С. 166]. В данной статье, являющейся логическим завершением прежней нашей работы [2, C. 53-56], понятие «доктрина» определяется как совокупность принципов (эффективность власти, ее очищение и обновление, защита основных прав и свобод человека, безопасность, формирование культурной среды и др.), которыми в своей исполнительно-распорядительной деятельности руководствуется система государственных органов управления Республики Дагестан. Означенные принципы вкупе с позицией власти в отношении их воплощения в жизнь формируют концепт внутриполитической доктрины Республики Дагестан, они суть определяющие политические нормы, действительность и действие которых находятся в зависимости от содержания норм внутригосударственного и международного права, образующих правовую систему РФ [3, С. 147]. Особенно это характерно в отношении норм международного права, которые с точки зрения применения в коллизионной ситуации имеют приоритет как перед нормами внутригосударственного права [4, С. 9], так и политическими нормами [5, С. 82], которые могут быть действительны при условии соответствия международно-правовым нормам. В этом контексте не существует никаких формальных препятствий для признания того, что приоритетом норм международного права охватываются также внутриполитические нормы, содержащиеся в актах федерального и регионального значения.

      Мы должным образом ценим бесспорные знания и правильные представления нашего читателя о международном праве, но все же сочли бы возможным затронуть здесь одно отнюдь не отвлеченное обстоятельство. Так, учитывая то, что составной частью правовой системы России являются принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст.15 Конституции РФ), заметим, что Республика Дагестан, являющаяся субъектом Российской Федерации, в своем законодательстве подтвердила участие РД в обеспечении международно-правовых обязательств России [6]. К слову сказать, международные обязательства Российской Федерации должны выполняться во всех сферах внутригосударственных общественных отношений, способствуя разрешению возникающих в них вопросов. Важно подчеркнуть, что их обеспечение нашим государством означает решение широкого спектра политических, социальных, экономических, гуманитарных, культурных и других проблем на всей его территории [7, C. 359-361]. Из логики конституционных положений вытекает, что обеспечение государством международных обязательств идет во благо Дагестана, его народов и каждого человека.

      Обеспечение этих обязательств опосредуется принятием тематических законов на федеральном и республиканском уровнях. Особо подчеркнем, что подготовка указанных законов должна вестись так исчерпывающе, чтобы она максимально точно и в полном объеме отражала положения норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации и определяла четкие материальные, организационные и другие гарантии реализации международно-правовых установлений. Без этого обеспечение международных обязательств РФ на ее территории невозможно. Для характеристики принципов, составляющих внутриполитическую доктрину исполнительной власти Республики Дагестан, это также имеет ключевое значение.

      Основным из упомянутых взаимосвязанных принципов является эффективность власти, понимаемая как ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Эффективность поставлена во главу угла в оценке работы членов правительства РД и других управленцев республики. Установлено требование о том, чтобы представители власти в регионе имели высокие показатели работы. Жизнь демонстрирует насущность и безальтернативность такого подхода, ведь он позволил обеспечить полезную работу команды управленцев, которые с хорошей мотивацией взялись за реализацию приоритетных проектов развития Республики Дагестан, отвечающих требованиям и установлениям, зафиксированным в целом ряде международных договоров и актов, таких, как Устав ООН от 26 июня 1945 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1951 г., Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., Конвенция Совета Европы о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г., Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. и др.

      Все приоритетные проекты развития республики – «Правопорядок и безопасность», «Инвестиции в Дагестан», «Обеление экономики», «Человеческий капитал», «Бренд нового Дагестана», «Новая индустриализация», «Эффективное государственное управление», «Эффективное территориальное развитие», «Эффективный агропромышленный комплекс», «Создание «точек роста» РД» – находят сегодня отражение в законодательстве республики, получают в нем необходимые правовые механизмы реализации, дающие возможность разработки и воплощения в жизнь конкретных программ практического их осуществления. Осуществление перечисленных здесь приоритетных проектов позволит значительно повысить уровень жизни населения, обеспечить его защищенность и защиту от социально-экономических невзгод [8], что отвечает требованиям международно-правовых норм, касающимся основных прав и свобод человека. Задача должностных лиц и органов государственной власти Дагестана, имея, прежде всего, в виду главу РД, Народное собрание и правительство РД, министерства и ведомства и другие властные структуры, имеющие отношение к нормотворчеству (министерство юстиции РД, правовое управление Президента и Правительства РД), состоит в том, чтобы в  целях поддержания эффективности власти совершенствовать местное законодательство в полном соответствии с положениями приоритетных проектов развития Дагестана, согласующимися как с федеральным законодательством, так и с нормами международного права.

      В подтверждение вышеозначенных своих тезисов подчеркнем, что наш законодатель должен сфокусироваться на правах и свободах граждан, на конституционном уровне объявленных в Российской Федерации высшей ценностью. С этой целью в республике признается и соблюдается приоритет норм международного права, которые зачастую лучше защищают интересы человека и гражданина, нежели нормы внутреннего права, в ситуации их столкновения между собой в процессе правового регулирования тех или иных общественных отношений [9, C. 4]. Более того, для каждого дагестанца после исчерпания им всех внутренних средств правовой защиты (административной или судебной) подтверждено и гарантировано право на обращение в межгосударственные судебные структуры, согласно вышеупомянутой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1951 г. [10]. Как показывает практика, граждане России, постоянно проживающие на территории Республики Дагестан, активно реализуют это свое субъективное право - сотни дагестанцев уже защитили или защищают свои права и интересы в Европейском суде по правам человека. В обращениях граждан в международные судебные структуры в республике не видят ничего негативного для судеб нашей государственности. Более того, защиту прав и свобод человека и гражданина в ней ставят во главу угла в отстаивании своих интересов, памятуя о том, что Дагестан как государство не сможет в современных условиях быть эффективным, не сумеет жить полновесной жизнью без активного содействия граждан, неудовлетворенных своим социальным и экономическим положением. В Докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2015 г. не случайно подчеркнуто, что, действуя от имени республики, уполномоченный уделяет серьезное внимание развитию межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина [11, C. 11]. Такая позиция содействует активизации отношений наших граждан с международными органами юстиции. Из вышесказанного можно заключить, что власть выступает за использование потенциала международных судебных инстанций во благо личности и для общего блага в Дагестане.

       Благополучие республики находится в прямой зависимости от должного финансирования [12] и качественной реализации социальных программ и проектов, которые у нас сегодня массово осуществляются. Представляется, что принципиальная позиция руководства республики в отношении обеспечения в Дагестане международных обязательств Российской Федерации, касающихся как отстаивания интересов всей республики, так и защиты прав и свобод граждан, посодействует Республике Дагестан встать в ряд передовых субъектов РФ по показателям комплексного развития российского государства и обеспечить укрепление российской государственности. Немаловажным, помимо вышесказанного, представляется формирование культурной среды как принцип. Юридический фундамент образования культурной среды заложен в вышеупомянутом Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. Согласно ему, государства-участники Пакта обязаны создавать необходимые условия для реализации человеком его культурно-нравственных потребностей (ст.15) [13].

      Концептуально культурная среда мыслится как комплекс культурных предпочтений населения, локализованного в границах определенного пространства. Причем эти культурные предпочтения в основном выражаются в нормах социального поведения людей, фактически материализуются в них. Важно, чтобы культурные предпочтения дагестанцев находились на высоком цивилизационном уровне и позитивно проявлялись в нормах их поведения. Руководство РД считает формирование культурной среды краеугольным камнем своей внутриполитической доктрины. В Дагестане последовательно исходят из того, что культурная среда способна продвинуть республику к успеху и эффективности, так как она ориентирована на достижение новых качественных ступеней человеческого роста при помощи значительного потенциала имеющихся у нас ресурсов и средств их освоения. Республика наращивает усилия, направленные на то, чтобы сделать дагестанцев образованными и эффективными людьми, трудящимися на себя и на свой народ, чуждающимися произвола, беззакония и экстремизма. Таким представляется автору настоящей статьи концепт внутриполитической доктрины РД с точки зрения его содержания и практического осуществления на территории нашей республики.

 

 

                                                    Литература

 

1.    См.: Лукашук И.И. Внешняя политика России и международное право. М., 1997; Новый энциклопедический словарь. М., Большая российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2004; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное 120 000 слов и фразеологических выражений. М.: «А ТЕМП», 2015.

2.    См.: Ибрагимов А.М. Роль международного права в имплементации внутриполитической доктрины Республики Дагестан // Юридический вестник ДГУ. 2017. №1.

3.    См.: Ибрагимов А.М. Международно-правовое измерение внутриполитической доктрины исполнительной власти Республики Дагестан // Актуальные проблемы укрепления государственности: Материалы Х Международной научно-практической конференции (17-18 декабря 2016 г., г. Махачкала). Махачкала, 2016.

4.    См.: Конституция Российской Федерации (часть 4 ст. 15). М., Известия. 1996.

5.    См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М.: Юрид. лит., 1994.

6.    См.: Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным собранием 10 июля 2003 года) (с изменениями и дополнениями). URL:http://constitution.garant.ru/region/cons_dagest/chapter/1/#block_1111 (дата обращения – 12.01.2017).

7.    См.: Международное право. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. М.: Статут, 2011.

8.    См.: Механизмы реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан. URL: http://pandia.ru/text/80/154/47760.php (дата обращения - 12.01.2017).

9.    См.: Ибрагимов А.М. Под защитой международного права // Дагестанская правда, 22 ноября 2014 г.

10. См.: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1951 г. URL: http://base.garant.ru/2540800/ (дата обращения: 28.12.2016).

11.См.: Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2015 году // Дагестанская правда, 27 сентября 2016 г.

12.См.: Свыше 24 млрд рублей планируется потратить в 2017 году на реализацию приоритетных проектов развития Дагестана. URL: http:// https://dag.life/2017/07/04/ (дата обращения - 31.08.2017).

13. См.: Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах от 16 декабря 1966 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon (дата обращения - 01.09.2017).

                                                                                References

1. Sm.: Lukashuk I.I. Vneshnyaya politika Rossii I mezhdunarodnoe pravo. M., 1997; Noviy     enciklopedicheskiy slovar’. M, Bol’shaya rossiiskaya enciklopediya, RIPOL KLASSIK, 2004; Ozhegov S.I., Shvedova N.U. Tolkoviy slovar’ russkogo yazika. 4-e izdanie, dopolnennoe 120 000 slov i idiomaticheskikh virazheniy. M.: «A TEMP», 2015.

2. Sm.: Ibragimov A.M. Rol mezhdunarodnogo prava v implementacii vnutripoliticheskoy doktrini Respubliki Dagestan // Uridicheskii vestnik DGU. 2017. №1.

3. Sm.: Ibragimov A.M. Mezhdunarodno-pravovoe izmerenie vnutripoliticheskoy doktrini ispolnitel’noy vlasti Respubliki Dagestan // Aktual’nie problemi ykrepleniya Rossiyskoy gosudarstvennosti: Materiali X Mezhdunarodnoy naychno-prakticheskoy konferencii (17-18 dekabrya 2016 g., g. Makhachkala). Makhachkala, 2016.

4. Sm.: Konstituciya Rossiyskoy Federacii (chast’ 4 st. 15). M., Izvestiya. 1996.

5. Sm.: Mezhdunarodnoe pravo: Uchebnik / Pod red. G.I. Tunkina. M.: Urid. lit., 1994.

6. Sm.: Konstituciya Respubliki Dagestan (prinyata Konstitucionim Sobraniem 10 iulya 2003 goda) (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL:http://constitution.garant.ru/region/cons_dagest/chapter/1/#block_1111 (data obrasheniya – 12.01.2017).

7. Sm.: Mezhdunarodnoe pravo. Obshaya chast’: Uchebnik / Otv. red. R. М. Valeev, G. I. Kurdukov. М.: Statut, 2011.

8. Sm.: Mekhanizmi realizacii prioritetnikh proektov Prezidenta Respubliki Dagestan. URL: http://pandia.ru/text/80/154/47760.php (data obrasheniya - 12.01.2017).

9. Sm.: Ibragimov A.M.  Pod zashitoy mezhdunarodnogo prava  // Dagestanskaya pravda, 22 noyabrya 2014 g.

10. Sm.: Evropeyskaya Konvenciya o zashite prav cheloveka i osnovnikh svobod ot 4 noyabrya 1951 g. URLhttp://base.garant.ru/2540800/ (data obrasheniya: 28.12.2016).

11. Sm.: Doklad o deyatel’nosti ypolnomochennogo po pravam cheloveka v Respublike Dagestan v 2015 gody // Dagestanskaya pravda, 27 sentyabrya 2016 g.

12. Sm.:  Svishe 24 mlrd rubley planiruetca potratit v 2017 godu na realizatsiu prioritetnikh proektov razvitiya Dagestana. URL: http:// https://dag.life/2017/07/04/ (data obrasheniya - 31.08.2017).

13. Sm.:  Mezhdunarodnii pakt o socialnikh, economicheskikh i kulturnikh pravakh ot 16 dekabrya 1966 g. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon (data obrasheniya - 01.09.2017).

9 комментариев:

  1. Представляю Вашему вниманию интересную, на мой взгляд, вещь, которая касается внутренней политики Дагестана с точки зрения соблюдения в ней международно-правовых устоев. Буду рад прочитать ваш отзыв. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная статья. Предложенная концепция весьма интересна и актуальна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, коллега! Думаю, что мне удастся заинтересовать ею студентов.

      Удалить
    2. Стоит попытаться вовлечь их в исследование этой темы.

      Удалить
  3. Вовлеку!Во всяком случае, попробую.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересная и актуальная статья , спасибо .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо за ее прочтение! С нашей легкой руки у Дагестана появилась своя внутриполитическая доктрина. Кроме нас, ее нет ни у одного из российских регионов. Такой вот расклад.

      Удалить
  5. Ахмед Муслимович, прочитал вашума статью очень интересная!!! Охватывает актуальные проблемы современных реалий. Особенно задела проблема, что существуюет тенденция обращение в европейский суд, которая является результатом неэффективности судебных органов, что тем самым подрывает в глазах евро суда и других субъектов международного права уровень системы обеспечения прав человека в РФ. Надеюсь, что в будущем такая ситуация изменится

    ОтветитьУдалить